Социально-психологическая служба

 В соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»  и постановлением Министерства образования от 26.07.2011 № 116  «Об утверждении  Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования создаются  социально-педагогические и психологические службы (далее – СППС). Учреждения образования разрабатывают Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. В приказе о создании СППС указывается ответственное лицо, на которое возлагается руководство СППС, это может быть руководитель учреждения образования либо его заместитель (руководитель структурного подразделения). Руководитель отвечает за перспективное планирование.

       В план работы СППС включаются мероприятия по следующим направлениям:

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся защита прав и законных интересов обучающихся;
  • изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
  • выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
  • участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
  • изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
  • организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
  • участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
  • повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
  • оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
  • участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;
  • участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности и др.

          Подробный план работы СППС дает нормативное основание для проведения работ, привлечения к ним педагогов, других работников, использования оборудования и помещений.

         Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС учреждения образования в соответствии с планом воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (составленного на основании Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденной приказом Министерства образования от 24.05.2011 № 336) и индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются и утверждаются в соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47 в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 117) и утверждаются руководителем учреждения образования.

         Министерство образования обращает внимание на то, что акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних (по форме Приложения 2 к Инструкции от 28 июля 2004 г. № 47) составляются только при подготовке решения о постановке обучающихся на учет (снятии с учета) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Другая информация о посещении семей составляется в свободной форме, но обязательно с указанием цели посещения и соответствующих выводов.

          Педагог-психолог и педагог социальный самостоятельно определяют вид текущего планирования с учетом сложившейся традиции планирования и специфики функционирования учреждения образования. Это могут быть планы на четверть, семестр, полугодие. В отличие от  плана работы на год, в текущем плане детализируются, уточняются по времени запланированные раннее мероприятия, а также включаются виды работ, диктуемые актуальной ситуацией.

         К необходимым видам учетно-планирующей документации СППС учреждения образования также относятся документы, сопровождающие оказание следующих видов психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая профилактика и просвещение, а также психолого-педагогическую диагностика как составная часть любого вида психолого-педагогической помощи. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования.

         Специалисты СППС ведут журнал учета консультаций участников образовательного процесса, в котором фиксируются фамилии, имя, отчество обратившихся или шифр в случае анонимного обращения, тема консультации, рекомендации консультируемого, при необходимости могут вносится планируемые дальнейшие действия специалиста (например, пригласить кого-либо на беседу, дать рекомендации педагогам и т.д.). 

         Коррекционная (развивающая) психологическая помощь документально обеспечивается используемыми программами (с указанием источника или списка  использованной литературы при самостоятельном составлении программы), схемами проведенных занятий, списками участвовавших в них, а также кратким рефлексивным аналитическим материалом  по итогам реализации программы.

       Психопрофилактическая и просветительская помощь предполагает накопление используемых материалов лекций, бесед, проведенных занятий и игр, сценарии мероприятий, рекомендаций, изданных методических материалов, листовок и т.п.

        При реализации диагностического направления работы специалисты  хранят используемые методы и методики, индивидуальные и групповые материалы диагностических обследований, обработанные протоколы результатов, записки по итогам проведения исследований и т.д.

        Рабочая документация специалиста СППС учреждения образования определяется актуальными потребностями специалиста и включает оптимальное количество документов для организации и фиксации его профессиональной деятельности. Этика профессиональной деятельности требует, чтобы каждый вид работы сопровождался подготовкой тех или иных документов, подтверждающих начало, ход и окончание процесса.

       Необходимо четко различать документацию СППС и документацию специалистов СППС. Каждым сотрудником службы ведется своя (личная) необходимая для работы документация, т.н. рабочая документация. К ней могут относиться планы работы специалистов на год (в отличие от плана работы СППС), рабочие планы отдельных мероприятий, промежуточные записи о сопровождении случаев и т.п.

        В процессе сбора данных об учащихся также накапливаются справки, выписки из документов, позволяющие в дальнейшем составлять психолого-педагогические характеристики обучающихся. Документы такого рода не подлежат строгой формализации и регламентированию. Следует избегать составления излишних тематических планов и папок. При увольнении специалисты СППС передают соответствующую документацию руководителю СППС или сдают на хранение руководителю учреждения образования.

        Местным исполнительным и распорядительным органам, руководителям органов управления образованием недопустимо на уровне области, района (города) разрабатывать и предъявлять к исполнению учреждениями общего среднего образования нерегламентированные нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями Министерства образования требования к ведению планирующей и учетно-отчетной документации по организации идеологической и воспитательной работы и загружать педагогических работников несвойственными их функциональным обязанностям поручениями по выполнению данных требований.

Документация СППС учреждения образования:

  1. План работы СППС учреждения образования на год (раздел плана воспитательной работы учреждения образования).
  2. Планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (семестр, полугодие).
  3. Аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год.
  4. Графики работы специалистов СППС учреждения образования.
  5. Социально-педагогическая характеристика учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя).
  6. Материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы).
  7. Отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.
  8. Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

Супрановіч Ірына Уладзіміраўна

  • Должность: педагог сацыяльны
  • Образование: БДПУ ім. М.Танка
  • Категория: б/к

Залатар Таццяна Мар'янаўна

  • Должность: Педагог-псіхолаг
  • Образование: БДПУ ім. М.Танка
  • Категория: другая