Методическая копилка

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОТ ЗАМЫСЛА ДО РЕАЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

семинар-практикум для педагогов
развернуть

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и учащегося, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания учащихся.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Учащихся необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для учащихся, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла.

Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы образовательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.

Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:

  • изучение нового материала;
  • закрепление материала;
  • повторение изученного ранее;
  • контроль (диагностика) знаний;
  • применение знаний к решению задач;
  • формирование практических умений и навыков.

В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит различные их виды:

¨        уроки изучения нового материала;

¨        комбинированные уроки;

¨        уроки применения знаний, формирования практических умений и навыков;

¨        уроки повторения;

¨        уроки контроля.

В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного предмета как области науки или практики.

К каждому виду урока предъявляются специфические требования, но разработаны и применяются общие критерии, которым должен удовлетворять урок.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

свернуть

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

развернуть

Ссылки по теме семинара «Межпредметные связи на уроках естественно-научного цикла как фактор повышения качества образования»

развернуть

1) Баляйкина В.М., Маскаева Т.А., Лабутина М.В., Чегодаева Н.Д. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6.;

URL:  http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29320 (дата обращения: 14.04.2020).

2) Связи образовательной области "Биология" с другими предметами школьного курса и сферами жизнедеятельности ребенка. Портал «Goldeducation. О качественном образовании» http://www.goldedu.ru/gold-516.html

3) Елагина В.С., Семенова Л.П. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ БИОЛОГИИ И ФИЗИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 64-66; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7697  (дата обращения: 14.04.2020).

4) Васильева, Т. С. Межпредметные связи школьного курса биологии / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4019/ (дата обращения: 14.04.2020).

5) Гацукович И.И. Межпредметные связи на уроках биологии и химии в современной общеобразовательной школе // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:http://scienceforum.ru/2019/article/2018014091 http://scienceforum.ru/2019/article/2018014091, дата обращения:  14.04.2020

6) Межпредметные связи в обучении биологии – глава 19 стр 223 - 227. Арбузова Е.Н. Теория и методика обучения биологии в 2 ч. Часть 1-я.Учебник и практикум для академического бакалавриата. Издательство Юрайт, 2018  год. https://studme.org/323379/pedagogika/mezhpredmetnye_svyazi_obuchenii_biologii#752

свернуть

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

развернуть

Нормативная база

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

Положение о государственной организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования

Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряной медалях и документах об обучении»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования»

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы

Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы

 

Раздел также содержит рубрики, в которых представлены нормативные правовые документы, в соответствии с которыми осуществляется образовательная и воспитательная деятельность в Республике Беларусь:

Дошкольное образование

Общее среднее образование

Основы безопасности жизнедеятельности

 

Специальное образование

Дополнительное образование детей и молодежи

Учебные издания

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся

Образовательные стандарты учебных предметов

Типовой учебный план

 

Информационно- библиотечный центр

Электронные средства обучения

Веб сервисы для учителей

свернуть