Советы психолога

Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье

29.01.2022
развернуть

Телефоны доверия

03.11.2021
развернуть

Рекомендации родителям по предотвращению и профилактике суицидального поведения

03.11.2021
развернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения

Понятие аутоагрессия охватывает все ситуации, при которых человек осмысленно наносит вред себе или совершает опасные для своей жизни и здоровья действия. Обычно это способ справиться с тяжелыми эмоциями или ощущением крайней формы страдания. Аутоагрессию описывают, как внутренний крик.
развернуть

Аутоагрессия: что это такое в психологии?

Спектр аутоагрессивных действий очень широк: от самоунижения, причинения себе сиюминутной боли (селфхарм) до саморазрушающей деятельности, которая может иметь отдаленный негативный прогноз. Алкоголизм, злоупотребление лекарствами, ожирение, пренебрежение безопасностью, занятие опасными видами спорта, сексуальные девиации относят к аутоагрессии, если поведение вызвано сознательными или бессознательными мотивами навредить себе. Если вы заметили шрамы от порезов или другие следы выражения аутоагрессии у ребенка, учтите, что это ни в коем случае не попытка самоубийства, не всегда способ привлечь внимание или крик о помощи.   

Для большинства подростков это попытка убрать тяжелые мысли, грусть или стресс.

Аутоагрессия — это серьезная проблема. Она реальна. Она не пройдет, если приказать ребенку. Если повести себя опрометчиво (враждебно или безразлично), ситуация может ухудшиться. Хорошая идея: постараться убедить ребенка, что можно пережить тяжелое (для него) время без самоповреждения. Ему не всегда будет настолько же невыносимо, как сейчас. Полное восстановление при аутоагрессивном поведении возможно. Иногда для этого достаточно доверительных отношений и помощи в домашних условиях. Но некоторые ситуации сложно решить без врача, а именно: психотерапии или медикаментозной терапии.

Причины аутоагрессии:

            Самоповреждение, как следствие аутоагрессии, дети практикуют, чтобы сбросить груз невыносимых эмоциональных страданий, тревожных мыслей, депрессивных расстройств или реализовать возникшие психические патологии, причиняя вред своему телу. Это облегчает душевные метания, но на очень короткое время. Реальные причины психоэмоциональной подавленности не исчезают, поэтому, как при наркомании и алкоголизме, за перерывом следует рецидив. Кроме того, у подростка может возникнуть чувство вины и стыда — составляющие порочного круга аутоагрессии.

Аутоагрессия у подростков чаще выражается совершением множественных порезов, реже — ожогов на запястьях, предплечье, животе, ногах, в тех местах, где легче это скрыть.

 

Все действо целиком: закрыться в своей комнате или в ванной, достать лезвие или нож, нанести повязку, скрыть следы своего занятия — способ вытеснить сильное негативное чувство, уменьшить его или наказать себя, испытав облегчение от собственной боли. Таким способом подростки осознанно или неосознанно пытаются сказать что-то миру, своим родным. Их вовремя невыявленные и невыраженные чувства: беспокойство, страх, гнев оборачиваются против них. Феномен аутоагрессии: когда ребенок злится, нервничает, огорчен или подавлен, хочет еще больше навредить себе. Даже если ваш маленький ребенок бьется головой об стену, возможно, это не капризы. Это глубокая неудовлетворенность жизнью, печаль, горе, страх, даже агрессия, выраженная в таком необычном свете, направленная на себя, на свое тело и личность.

 Аутоагрессия — это сигнал для родителей о том, что им пора вмешаться. Некоторые дети находятся в группе риска и наносят себе вред чаще, чем другие. Это связано с событиями их жизни, местом постоянного пребывания, обстановкой в школе (на работе), в семье, у друзей. Аутоагрессия возникает при нарушениях психической стабильности у детей: тревога, депрессия, фрустрация, ненависть к себе, расстройства приема пищи.

 

 

 

Симптомы аутоагресии:

 

            Даже при близком общении не всегда можно с уверенностью сказать: «этот человек может специально нанести себе вред».

Признаки, по которым можно предположить аутоагрессию:

-депрессивное настроение (плохое настроение, плаксивость, трудный поиск мотивации);

- необоснованная смена настроения (например, человек более подавлен или агрессивен, чем обычно);

-изменение пищевых привычек, графика сна; рискованное поведение (высокие дозы психоактивных веществ, незащищенные половые контакты);

-признаки низкой самооценки (подросток обвиняет во всем плохом себя, утверждает, что физически, психологически или интеллектуально не дорос до нормы или идеала);

- ушибы, порезы, шрамы, происхождение которых трудно объяснить; отсутствие энергии.

Стоит заподозрить психологические проблемы, в том числе аутоагрессию, если ребенок:

-изолировал сам себя от общества,

- не интересуется повседневными мелочами;

-заводит разговор о селф-харме или суициде;

-начал принимать или злоупотребляет алкоголем, наркотиками;

-говорит о неудачах, что потерял надежду, рассуждает о своей бесполезности;

- носит одежду с длинными рукавами и брюки все время, даже в жаркую погоду; -ведет себя тише, чем обычно, старается быть незаметным, не попадаться на глаза.

  

Коррекция аутоагрессии: как помочь подростку?

При виде множества проколов, порезов, ожогов или процесса самоповреждения друзья и родные могут испытывать шок, оскорбление, чувство вины, страх за жизнь ребенка, отвращение. Придется остыть, подавить негативные эмоции, вспомнив, почему вам дорог этот человек, затем начать диалог.

- Не ставьте ультиматумов и не осуждайте ребенка вслух. Ваша первостепенная задача: объяснить ребенку, почему так делать нельзя, почему наносить себе раны, царапины, ожоги не следует, даже если точно такие же травмы он чувствует в душе. Допустим, сын начал набивать удары об стену, да так, что на костяшках остаются ссадины, травмируются суставы кисти, а рука распухает и синеет. И дело не в отсутствии боксерской груши. Возможно, сын считает, что это круто, мужественно, а может быть он так вымещает злость или разочарование.

-Избегайте нудных расспросов. Для начала объясните ему, чем это грозит: артрит, артроз, частичная обездвиженность пальцев из-за повреждения суставной сумки, нагноение.

-Не говорите, что это отвратительно, просто докажите, что это вредно (можно показать фото или примеры знакомых). С порезами ситуация не меняется: эстетика (шрамы), инфекция.

- Предложите ребенку другое занятие и возможность обратиться к вам за помощью в любой момент, когда он снова будет на грани, чтобы порезать или побить себя. Когда вы уговорите ребенка сделать паузу в самоповреждении (лучший вариант), выясняйте причину аутоагрессии.

-Подумайте вместе с ребенком, сможете ли вы справиться самостоятельно или нужна помощь психолога. Никто не хочет понапрасну травмировать себя.

- Ваша задача доказать, что это бессмысленно, существуют другие способы справиться с эмоциями или, если потребуется, помочь избавиться от зависимости. Не бойтесь спросить, почему ребенок решил наносить себе увечья, а не выговориться, пожаловаться на проблему или сделать что-то еще.

- Узнайте, как можно помочь ему.

- Если личный разговор не клеится, предложите начать диалог в письменной форме.

 

Что делать, если вы заметили, что ребенок вредит самому себе?

Допустим, вы увидели порезы на руках и очень озаботились или заинтересовались. Будет нормально и безболезненно для подростка, если вы: спросите: «все ли в порядке?»; поинтересуетесь: «нужна ли моя помощь, все ли хорошо дома/в школе/на работе, что именно я могу сделать, чтобы тебе стало лучше?»; просто скажите: «я хочу, чтобы ты знал, что бы ни случилось, я всегда буду с тобой/на твоей стороне, ты можешь со мной поделиться, тогда мы вместе решим проблему». Есть табу. Если вы их нарушите, потеряете психологическую связь и шанс на доверие ребенка, который уже навредил себе.

Эти вещи нельзя делать:

-Показывать пальцем на шрамы, еще хуже, если сделаете это в компании знакомых людей.

-Устраивать истерику, будто случилась трагедия века. У ребенка уже произошла трагедия, даже если его проблема кажется вам надуманной. Ваша цель: выяснить, что произошло и постараться помочь.

- Сказать: «какой ужас, что это у тебя?», «что за фигню ты творишь?»

-Поднимать рукав, рубашку, еще больше обнажая шрамы.

- Подходить ближе, чтобы рассмотреть шрамы или ожоги лучше, выказывая пренебрежение. Даже если вам очень любопытно, что происходит с вашим другом, не стоит досаждать ему, раздувая тему самоповреждения. Таким поведением вы легко потеряете хорошие отношения. Исключение: слишком глубокие повреждения или воспаление.

 -Лучшее решение в этой ситуации — рассказать старшим (желательно, родителям друга или одноклассника), продезинфицировать рану или отвезти ребенка в больницу.

 

Как избавиться от аутоагресии?

Используйте отработанные на практике способы, чтобы избавиться от аутоагрессии, не обращаясь к психологу:

-Попробуйте выразить свое состояние художественными методами. Не обязательно рисовать картину. Составьте стихотворение или напишите/напойте песню. Любое увлечение намного лучше, чем уродовать свое тело. Если есть то, что может вас отвлечь, ищите компромиссы с родителями, при надобности объясните все как есть.

- Чтобы уменьшить груз негатива внутри, многим помогает написать несколько слов в дневник. Можно воспользоваться сервисом для ведения личных дневников в электронном виде, но лучше простая бумага. Нет надобности писать научный трактат или роман. Просто пишите, что думаете (никто кроме вас не должен читать). При очередном приступе можете просмотреть предыдущие записи. Это поможет взглянуть на себя, свои проблемы и мысли со стороны, а заодно отвлечься.

-Взять листок бумаги, вылить на него весь негатив в письменной форме, а затем порвать и сжечь. Попробуйте хотя бы раз.

-Слушайте музыку, которая заставляет вас отвлечься. Кому-то помогает тяжелый рок, металл.

-Если мысль сделать порезы на коже или другим способом травмировать себя пришла к вам во время уроков или на работе, не спешите бежать в туалет, чтобы сделать задуманное. Так вы проиграете себе. Возьмите листок бумаги и попробуйте чертить, черкать на нем красной ручкой/красками/маркером. Можно применять силу. Если с помощью самоповреждения вы справляетесь с чувством обеспокоенности и тревоги, замените это действие на что-то полезное:

- Примите душ, сделайте косметические процедуры, на которые раньше не было времени.

-Посидите с чужим ребенком. Вряд ли вы захотите объяснять наивному малышу, что случилось с вашими руками. Кстати, подработка няней для подростков хорошо оплачивается.

-Поиграйте со своим питомцем, помогите бездомной собаке, придите в приют для животных (найти подходящее место можно по объявлению из соцсети, например). Просто заставьте себя прийти туда, вам вряд ли захочется резать себе руки. Кстати, помогать можно не только животным, но и людям.

-Посмотрите фильм ужасов/триллер/экшен/мелодраму, завернувшись в теплый плед. Можно позвать друзей, желательно, чтобы они не разделяли вашего увлечения селф-хармом.

- Сходите в салон на массаж или сделайте химический пилинг. После последнего вы, скорее всего, испытаете слабую физическую боль, но с пользой для тела.

- Сделайте «коробку от депрессии». Открывайте ее, когда чувствуете себя ужасно, приближается приступ аутоагрессии. Положите в коробку любимую настольную игру, книгу, фото, диски с фильмами, музыкой. Можно составить список вещей, которые, как вы думаете, помогут успокоиться.

Детям, которые мучаются от эмоционального отупения, внутренней заторможенности, да еще никчемности и бесполезности, иногда сложнее всего. В такой ситуации действуйте решительно, но без жертв. Попробуйте:

- Позвонить подруге или другу, с которыми вам просто общаться. Не обязательно рассказывать о планах затушить об себя пару сигарет. Просто поговорите на темы, интересные вам обоим.

- Окунитесь в ледяную ванну и пробудьте там 10 секунд. Вы убедитесь, что ощущение реальности можно получить без шрамов.

- Положите лед на место, которое намерены травмировать.

-Съешьте лимон.

-Займитесь спортом, который вызывает выброс адреналина.

 Ребенок может биться о предметы, бить, царапать себя, вовлекая взрослых или других детей, вымещая таким образом злость и агрессию. В этом случае нужно перенаправить энергию:

- физические упражнения: бег, прыжки, танцы, плаванье, борьба или подвижная игра до упаду (если у ребенка хватит сил и решимости, заинтересованности).

- Разорвать, побить, покусать не очень ценную вещь, например, подушку.

- Надуть очень много шариков (немного утомиться), лопнуть их (окончательно устать и забыть об аутоагрессии).

- Можно привязать шарики к рукам или ногам друг друга, пытаться лопнуть чужие воздушные шарики, а свои спасти.

-Взять тесто или пластилин, вытягивать или сжимать материал, чтобы снять напряжение.

-Рвать и жечь бумагу, старые вещи, особенно ассоциирующиеся с эмоциональным страданием.

-Кричать дома, в машине или на природе, можно прикрыть рот подушкой или полотенцем.

-Сделать несколько дыхательных упражнений, расслабиться или медитировать под любимую музыку.

- Маленького ребенка можно отвлечь, поиграв на барабанах. В качестве музыкальных инструментов можно использовать посуду или детские игрушки. Но у многих подростков аутоагрессивные действия перерастают в зависимость.

- Попробовать справиться с ней можно хитростью: Нарисовать красные полосы там, где ребенок хотел их вырезать. Провести по коже льдом или другим нетравмирующим раздражителем. Носить силиконовый браслет, чтобы во время приступа аутоагрессии отвлечься, перекручивая его.

  

Профилактика аутоагрессии

            Защитить человека от саморазрушающих намерений или предупредить новые приступы могут окружающие. Родители и другие родственники должны проявить максимум внимания в первую очередь к своему поведению и не упустить первые признаки замкнутости, страха или презрения к самому себе у ребенка.

- Сохраняйте вербальный контакт. Подростки часто пытаются эмоционально отгородиться от родителей. Не позволяйте им почувствовать себя одинокими.

- Необходимо ежедневно задавать вопросы о важных для ребенка вещах, при этом уважая личное пространство собеседника и его мнение.

-Никогда не начинайте беседу с обвинений.

-Задавайте вопросы, проявите свою заинтересованность в жизни чада, но не допускайте высказываний, которые не хотели бы услышать в свой адрес.

-Поделитесь своим опытом или видением ситуации, когда убедитесь, что расположили к себе собеседника, он готов понять вашу позицию.

-Не давайте ребенку повода почувствовать, что для вас не существует иного мнения, кроме своего. Попытка подчинить, ограничить свободу, воздействовать с помощью наказаний губительна для отношений между родителями и детьми. Вы можете подтолкнуть подопечного к любым видам агрессивного поведения, в том числе к причинению вреда самому себе. Разорвав с ним связь, рискуете даже не узнать о появлении опасных привычек. -Объясняйте мотивы своих действий, позвольте ребенку понять, что вы его слышите. Если хотите указать на проблему, говорите о ней с учетом перспектив в будущем. Дети часто живут настоящим или думают об отдаленных перспективах.

-Подскажите своему подопечному, как ставить краткосрочные цели, предложите логичный и выполнимый план их достижения с учетом интересов ребенка. Не игнорируйте сложные или неприятные для вас темы. Если ребенок не получит от вас ответы на свои вопросы, обратится к другим источникам знаний.

-Когда не удается найти подходящий ответ, поделитесь своим опытом, размышлениями. Покажите, что всегда готовы помочь ребенку, заинтересованы в обсуждении волнующих его проблем. Не ставьте штампы. Нет единого мнения о том, что правильно, а что нет. Подростки лучше всех это понимают.

-Чтобы предотвратить аутоагрессию, придерживайтесь такой позиции: жизнь — это высшая ценность. Иногда это сложно, ведь у многих родителей уже сформировалась картинка лучшего будущего для их ребенка. Навязывая чрезвычайную важность социального роста, отличной учебы, достижения успехов в соревнованиях, вы заставляете ребенка поверить в то, что жить без безусловных побед неприемлемо, стыдно и бессмысленно. Такие убеждения на подсознательном уровне могут спровоцировать аутоагрессивное поведение. Воспитав любовь к жизни, правильное мировоззрение, можете быть почти уверены, ваш ребенок не захочет ранить себя. Объясните, что неудачи — это часть жизни. Они неизбежны и помогают предупредить ошибки в будущем. Не позволяйте, чтобы ребенок зациклился на своих поражениях. Обратитесь к психологу, если не смогли наладить контакт или аутоагрессивное поведение продолжается. На индивидуальных или семейных консультациях специалист попытается помочь достичь взаимопонимания и вернуть радость жизни. Иногда без решения внутрисемейных проблем невозможно полностью избавиться от аутоагрессии.

Если не пытаться бороться с причиной аутоагрессии, ребенок может перерасти привычку расцарапывать себе руки, кусать губы или бить кулаком об стену до посинения, но психические отклонения останутся на всю жизнь. Ребенок не будет настолько же психически здоровым, насколько мог быть, если бы психологическая помощь и поддержка близких подоспели вовремя.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть