Советы учителя-дефектолога

Понедельник
9:40 - 10:20 Шавлюк Т.В.

Четверг

10:15 - 11:00 Езерская А.И.

12:45 - 13:20 Шавлюк Т.В.

 

Понедельник 

9:40 - 17:55

Вторник

12:15 - 17:25

Среда

11:10 - 16:55

Четверг

12:45 - 17:40

Пятница

12:00 - 17:10

 

 

 

 

 

 

 

Понедельник 

12:40 - 16:30

Вторник

12:50 - 16:50

Среда

13:10 - 16:40

Четверг

10:15 - 16:35

Пятница

12:40 - 16:45

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»

21.01.2022
развернуть

Памятка «Правилы занятий с ребёнком дома»

21.01.2022
развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

20.01.2022
развернуть

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Рекомендации

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  1. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  2. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

 

Основные упражнения артикуляционной гимнастики.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд. Лучше, чтобы ребёнок выполнял упражнения перед зеркалом, по показу и под контролем взрослого. Проводить их лучше в игровой форме.

Упражнения для губ

  1. Улыбка

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

  1. Хоботок (Трубочка)

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

  1. Заборчик

Губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты и видны.

  1. Окошечко

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

  1. Чередование положений губ

(Улыбка-Трубочка, Заборчик-Окошечко).

 

Статические упражнения для языка

  1. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленныйязык лежит на нижней губе.

  1. Иголочка

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

  1. Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  1. Горка (Киска сердится)

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  1. Парус

Рот открыт, язык поднят за верхние зубы.

  1. Грибок

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

(следить, чтобы губы не «помогали» языку!)

  1. Змейка

Рот широко открыт. Узкий язык быстро сильно выдвигать вперед и убирать вглубь рта (как язык у змеи).

  1. Часики (Маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

  1. 14. Качели

Рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться к носу и к

подбородку.

  1. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  1. Футбол (Конфетка)

Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

  1. Чистка зубов

Рот закрыт. Круговыми движениями языка обводить между губами и зубами, в одну, затем в другую сторону.

  1. Лошадка

Цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  1. Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 

Подготовила учитель-дефектолог

Шавлюк Татьяна Васильевна

свернуть

Упражнения, способствующие запоминанию букв и формированию навыков чтения

20.01.2022
развернуть

Упражнения, способствующие запоминанию букв и формированию навыков чтения

 

Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

ИГРЫ С БУКВАМИ

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв.

 

  • Например, буквы можно выложить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

 

  • Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

 

  • Можно использовать прием «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознает ее с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

 

  • Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

 

  • На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

 

  • Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это - «Перечеркнутые бук-вы», «Разный шрифт», «Перевернутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечеркнутых букв».

 

  • Можно привлечь самого ребенка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ - Ц и т. д.)

 

  • На развитие памяти и внимания - «Какой буквы не стало» - перед ребенком выкладывается ряд букв, начиная с 3 - 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты - поменять буквы местами - ребенок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет ее. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь еще тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определенной последовательности).

 

  • «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

 

  • Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает ее (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции - «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

 

Подготовила учитель-дефектолог

Шавлюк Татьяна Васильевна

 

свернуть
Фрагменты карэкцыйна-педагагічнага занятку