НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Принятие новых образовательных стандартов диктует нам, учителям, новые подходы в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Сейчас во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. На смену человека-исполнителя приходит человек-творец, человек-исследователь

Детская потребность в исследовании обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем, и хорошо если со временем он им останется. Именно внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения. Это особенно характерно для одарённых детей. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

Все это легло в основу создания НОУ в нашей школе.

Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.


Рекомендации  при подготовке исследовательских работ в учреждениях общего среднего образования

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, ˗ одна из основных практических задач современного образования.

 Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

План работы

научного общества учащихся ГУО «Раковская средняя школа»

 

п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

  1.  

Подготовка и проведение организационного собрания НОУ

 

сентябрь

Принус Е.В.

Руководители УМО

  1.  

Работа секций. Выбор и обсуждение тематики исследовательских работ.

 

январь

руководители исследовательских работ

3.

Участие членов НОУ в первом, втором, третьем и заключительном этапах республиканской олимпиады по учебным предметам

 

октябрь- март

 

Титова И.В.

руководители УМО

учителя-предметники

4.

Сбор и систематизация материала по выбранной тематике, индивидуальные консультации

 

январь- март

руководители исследовательских работ

  1.  

Подготовка практической части работ

апрель-май

руководители исследовательских работ

  1.  

Участие членов НОУ в интеллектуальных конкурсах

 

январь-сентябрь

руководители УМО

  1.  

Участие членов научного общества в школьном интеллектуальном марафоне для V-VIII классов

 

апрель

руководители УМО

  1.  

Консультация по оформлению работы

май

Титова И.В.

9

Рецензирование и подготовка презентации работы

 

сентябрь

руководители исследовательских работ

10.

Подготовка  работ учащихся и участие в конкурсе работ исследовательского характера 

октябрь

руководители исследовательских работ

Основные категории исследовательской работы

развернуть

Проблема исследования ˗ предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Объект исследования ˗ это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект -  это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

 Предмет исследования ˗ это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. 

Тема отражает проблему в её характерных чертах. Точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой общей форме. Он поможет ученику отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя работы.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

Чтобы не уклониться от избранной темы, необходимо ясно и точно представить себе цель и задачи исследования. Их определение позволит ученику более экономно и с большей целеустремлённостью собирать материал и обрабатывать его.

 

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы        достичь исследователь в завершении своей работы.

 Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. 

Необходимо, чтобы цель соответствовала теме исследования. Рекомендуется для постановки цели использовать следующие глаголы: выявить…, установить…, обосновать…,   уточнить…, разработать….

 

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.

Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Гипотеза может формулироваться в виде предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Иными словами методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования. 

свернуть

Методы научного исследования:

развернуть

 1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;

 2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.

свернуть

Основные этапы исследования:

развернуть

Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.

Второй этап – конструирующий  – содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).

Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Четвёртый этап – контрольный.

Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.

свернуть

Модели защиты исследовательской работы

развернуть

I. “Классическая”.

 Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:

 1. тема исследования и ее актуальность;

 2. круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;

 3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);

 4. основные выводы по содержанию работы.

II. “Индивидуальная”.

 Раскрываются личные аспекты работы над рефератом:

 1. обоснование выбора темы;

 2. способы работы над материалом;

 3. оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

 4. личная значимость проделанной работы;

 5. перспективы продолжения исследования.

III “Творческая” защита предполагает:

 1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;

 2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе работы;

 3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части НИР и др.

 

    Основные требования к выступлению

Оно должно строго соответствовать заявленной теме.

 -  Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»

 -  Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.

 -  Предъявите гипотезу.

 -  Представьте цели и задачи работы.

 -  Назовите какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.

 -  Сообщите, что самого важного и интересного принесла Вам работа.

 -  Чётко сформулируйте выводы. Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы 

свернуть